Варежки - история создания и советы с чем носить

Варежки - история создания и советы с чем носить

Варежки или рукавицы – деталь одежды, используемая, как правило, для защиты рук от холода или от различных повреждений, к примеру, в процессе физической работы. Варежка состоит из двух отделений, первое предназначено для большого пальца, а второе – для остальных пальцев.

Название «варежка» связано с тем, что подобную одежду в древние времена носили варяги. «Варяжская рукавица» - считается, что именно это словосочетание дало имя варежкам.

Английский вариант слова «варежка» звучит как «mittens». При этом схожий по произношению русский вариант – «митенки» означает немного другое, данным словом называют варежки и перчатки с дырками вместо пальцев.

Откуда к нам пришли варежки

Если придерживаться «варяжской» версии, можно смело утверждать, что данный элемент одежды наши соотечественники позаимствовали именно у представителей Скандинавии. Есть, правда, и другая версия, согласно которой слово «варежка» абсолютно никаким образом не связана с варягами, а означает что-то типа «охранять, обеспечивать защиту». Собственно, варежки для этого и предназначены – их надевают, чтобы не дать рукам замерзнуть. Стоит упомянуть также и третий вариант толкования слова «варежка», в соответствии с которым варежки – это предмет варения, так называемые «вареги». Почему варения? Все очень просто, наши предки заваривали зимние рукавицы, дабы те лучше сохраняли тепло. К слову, название «варежка» было далеко не единственным, в зависимости от региона эту деталь одежды называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, связни, вязанки и т.п., в зависимости от того, каким методом она была изготовлена. Рукавицы из меха животных именовались не иначе, как мохнатки и шубницы.

В летописях первые упоминания о варежках датируются XIII столетием, однако по мнению историков, на самом деле данная одежда присутствовала в «гардеробе» крестьян еще раньше. Именно крестьян, а не представителей дворянства. Последние просто носили вещи с длинными рукавами, из-за чего, собственно, и существует выражение «делать что-нибудь спустя рукава». Для работы подобная одежда совершенно не годилась, но рукам в ней было тепло, это факт.

С течением времени мода поменялась, рукава стали носить более короткие, и понадобилось как-то защищать руки. Именно поэтому богатые люди обратили внимание на эти причудливые элементы одежды, столь популярные среди крестьян. Естественно, что носить такие же вещи, как и рабочий люд, никто из бояр и дворян не хотел, поэтому их варежки шились из ценных материалов, украшались драгоценностями и красивыми орнаментами. Популярны были изделия из бархата, парчи и сафьяна, украшенные узорами из жемчуга и бисера, драгоценными камнями, золотыми нитками. В некоторых семьях рукавицы считались настоящим фамильным достоянием, их передавали от отца к сыну и дальше всем последующим поколениям. А узоры, помимо эстетического эффекта, могли нести в себе скрытый смысл. Так, к примеру, орнамент в виде рыбы представлял собой символ плодородия, доброты, солнца и тепла, а крестики – огонь, пламя. Комбинации из полосок, а также птицы, цветы и разного рода фигуры, заточенные под конкретный стиль, являлись своего рода оберегами.

Различить мужские и женские варежки было несложно. Первые выглядели наряднее, были гораздо меньшего размера, отличались разнообразием и яркостью цветов. Для мужских характерным было отсутствие резинок (так было проще работать и снимать рукавицы во время перерыва) и более простой внешний вид.


Довольно часто носились сразу несколько пар рукавиц одновременно. Непосредственно на руку надевали вязаные варежки или, как их еще называли, исподочки, а уже на них – меховые (мохнатки). Если рукавицы нужны были для работы, сверху меховых также присутствовали холщовые, кожаные варежки или варежки из конского волоса. В торжественные дни предпочтение отдавали исподочкам с каким-нибудь оригинальным узором.

Популярность рукавиц существенно возросла после того, как в подобной одежде стали ходить цари. Они, правда, носили не варежки, а перчатки, отделанные мехом.

В XIX веке дамы из богатых семей стали носить уже упомянутые митенки, надевая их на праздники. Материалом для таких перчаток служила х/б ткань. Меньше, чем через одно столетие подобный аксессуар полностью исчез из деревенского гардероба.

Стоит уточнить, что слова «рукавица» и «варежка» имели далеко не одинаковое значение. Первое название было характерно для одежды, созданной из меха или ткани, второе – для вязаных вещей.

Интересные факты о варежках

В старину был популярен один интересный обычай – перед тем, как выйти замуж, девушку просили показать, как хорошо она умеет шить. Ей предстояло создать узорные лучки и рукавицы для семьи своего избранника. Важное условие было, чтобы на всех изделиях присутствовал оригинальный, не повторяющийся орнамент.

В целом же, техника вязания пришла к нам из Италии, Испании и Скандинавии. Самое интересное, что вязание на спицах в скандинавских странах первыми освоили мужчины, а не женщины.

На Руси же данному мастерству обучали, прежде всего, именно представительниц прекрасного пола. Связано это было во многом с вышеупомянутым обычаем, учить шить девушек начинали с самых малых лет, дабы к моменту женитьбы они могли похвастаться своим умением перед будущей семьей.

Подробнее насчет орнамента

Узоры, как способ украшения и олицетворения тайного смысла, стали использоваться в период язычества на Руси. После того, как традиционной стала христианская вера, традиция осталась, изменились лишь орнаменты и символы.

Какой узор наносить на одежду, люди выбирали в зависимости от места своего жительства, природы, народных обычаев, окружающего быта. Важно, чтобы орнамент одновременно нес в себе тайное значение, но при этом выглядел, как хорошо различимое и всем понятное изображение.

Так, обычный ромб означал добро и счастливую жизнь. Если в его центре находилась точка, данный знак считался символом оплодотворенной земли, засеянных полей. Молодые девушки, когда вязали приданое, всегда наносили на изделия подобный узор.

Ромбы, соединенные в цепь, символизировали древо жизни, ромб с удлиненными сторонами служил защитой от злых духов. Помимо вязаний, такой узор вытесывали также снаружи жилых домов.

Орнамент из растений – цветы, побеги, листочки, ветки – являлся одним из самых распространенных, уступая по популярности лишь узорам из геометрических фигур. Не менее характерными были также анималистические орнаменты (в виде животных или птиц), а также предметов, созданных руками человека (оружие, дома, инструменты).

Некоторые орнаменты символизировали недосказанность, одним из таковых была волнистая линия. Подобный узор также ассоциировался с движением, жизнью. Полоса в виде зигзагов или «верёвочный» узор, означал пожелание человеку жить долго и счастливо.

Больше всего узоров присутствовало на краях одежды, ибо, по мнению наших предков, как раз эти места считались самыми уязвимыми для темных сил.

Популярные цвета русских варежек

Расцветка, по мнению жителей Руси, играла не менее важную роль, чем узор, вышитый на изделии. Цвет подбирался, исходя из предназначения изделия. Для «будничных» варежек характерными являлись черный, серый или белый тон, праздничные же вязались яркими нитками нескольких цветов, контрастирующих друг с другом. Среди сочетаний оттенков особенно популярными были комбинации красного и зеленого цветов, черного или синего с желтым, черного или синего с красным. «Рамки» основных частей орнамента вышивались чаще всего красными и белыми нитками.

Жители Поморья отдавали предпочтение красно-зеленой, желто-фиолетовой и оранжево-синей расцветкам. Такие смелые сочетания пользовались успехом, прежде всего, потому что в условиях полярной ночи людям хотелось чего-то яркого и красочного, дабы не поддаваться унынию.

Все вышесказанное относится в первую очередь к XIX веку. Ранее же среди цветов рукавичек преобладали совсем другие тона – охристо-желтый, красно-коричневый. Люди не гнались за яркостью, напротив, подбирались такие оттенки, который не буду выделяться на фоне друг друга. Для окрашивания использовались природные красители: стебли, кора, цветы растений.

Как известно, XVI столетие стало периодом, когда была изобретена первая вязальная станина. Появилась возможность осуществлять массовый выпуск одежды, которая, естественно, не была столь привлекательной и искусной, как изделия ручного производства.

Впрочем, это лишь увеличило ценность подобных вещей. Ведь что такое ручное изделие? Это самое что ни на есть произведение искусства, выполненное с любовью и не имеющее аналогов. Ни один мастер не захочет постоянно вязать одинаковые вещи, даже если на них будет высокий спрос. Создавать неповторимое изделие, вкладывая в него собственные чувства, для настоящего профессионала гораздо приятнее, нежели штамповать каждый раз одно и то же. Сидишь вот так, вяжешь одну пару, а в голове уже крутится дизайн следующей, которая будет еще ярче и красивее!

Варежки в наши дни

Они популярны, с этим сложно поспорить. Конечно, из поколения в поколение варежки уже никто не передает, зато в коллекциях современных модных дизайнеров подобный аксессуар встречается довольно часто. А почему бы и нет? Красивый, аккуратный предмет, который отлично подходит и к вязаной шапочке, и к куртке, великолепно смотрится в сочетании с унтами. Еще один интересный вариант – варежки + шаль или длинный шарф. А некоторые кутюрье вообще идут на такой смелый шаг, как сочетание шерстяных варежек с тоненькими платьями или блузами. Кажется, что за ерунда, но на самом деле смотрится довольно симпатично.

Но самое главное, что никто не ограничивает Вам в фантазиях насчет того, как можно украсить свои варежки! Узоры из бисера, бус, вышивка – все это не требует каких-либо особо тонких умений, при желании любой из нас сможет создать на варежках собственный оригинальный сюжет.

свободный выбор тэгов: 

Будем признательны, если вы поделитесь своей оценкой о статье(бренде):

Комментарии

Как интересно! Я бы очень хотела купить на зиму теплые варежки. Очень нравится варежки, которые
напоминают бабушкины - теплые красивые, пуховые)

супер)

Мы в Google+